Образование и социальные сети: противники или союзники? |
За круглым столом на тему «Социальные сети и культурно-образовательные процессы в современном обществе» 23 ноября собрались представители образовательных учреждений, администрации социальных сетей, специалисты в области современного искусства. Встреча проходила в стенах администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В ходе оживленной беседы собравшиеся выясняли, как именно стоит относиться к этому социальному явлению и стоит ли его использовать в образовательном процессе. Организаторами выступили администрация Фрунзенского района, информационное агентство «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА», Международный общественный Фонд культуры и образования, первое коммуникационное арт-агентство «RIZOMA» при информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы». Круглый стол прошел в рамках фестиваля «Аватар. Искусство 2.0» и в преддверии Всемирного дня информации. Ведущие круглого стола Сергей Матвиенко и Ольга Зябчук, поприветствовав собравшихся, пояснили: «Информационно-образовательный процесс сегодня неразрывно связан с социальными сетями. Мы рассмотрим здесь плюсы и минусы социальных сетей, как их можно использовать и что нужно исключить». Многочисленные социальные сети имеют сегодня большую аудиторию среди пользователей интернета «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» — самые крупные сети, действующие в России. Александр Анатольевич Марков, к. ю. н., доцент, заведующий кафедрой СПбГИЭУ («ИН-ЖЕКОН») уверен в том, что «социальные сети еще не в полной мере могут войти в структуру высшего образования». Он подчеркнул, что молодые люди, находящиеся в сети, не познают какую-то информацию, а чаще всего просто общаются между собой». Александр Анатольевич отметил, что личного контакта преподавателя и студента для эффективного процесса обучения Сети заменить не могут.
А. В. Иванов, президент Издательско-полиграфической ассоциации университетов России, профессор СПбГПУ С ним согласился Александр Васильевич Иванов, д. т. н., президент Издательско-полиграфической ассоциации университетов России, заведующий кафедрой, профессор СПбГПУ. Он поблагодарил организаторов за то, что они подняли такую актуальную тему. Александр Васильевич отметил: «Сегодня, если работодатель узнает, что диплом получен в результате дистанционного обучения, то соискателю отказывают в приеме на работу». Он подчеркнул, что сам является пользователем многих социальных сетей, но указал, что «социальные сети воруют время у студентов». Развитие социальных сетей — это неизбежность, а их существование — данность, но в их применении есть несколько важных моментов. В социальных сетях людьми легко манипулировать, нарушена конфиденциальность, нет гарантии достоверности информации, засилье рекламы. Александр Васильевич заметил, что темы, на которые там общается молодежь, далеки от образовательных. Профессор подчеркнул, что мы находимся на пороге информационного взрыва и нам уже сегодня необходимо научиться использовать социальные сети рационально. Ведущий Сергей Матвиенко отметил, что есть немало и положительных моментов существования социальных сетей. С ним согласилась очередной докладчик Анастасия Гончарук, специалист по маркетингу интернет ресурса Geometria. ru: «Социальная сеть — инструмент для взаимодействия. Явление, которому 10 лет, — это еще развивающаяся история».
Ирина Валерьевна Нурыева, начальник отдела социальной и внеучебной работы СП6ГАСУ, заметила, что «студенты правда много времени уделяют социальным сетям и для образования это не очень рационально». Татьяна Игоревна Ковалева, ведущий специалист по маркетингу СП6ГПУ, отметила и положительную тенденцию: «Согласно проведенному нами опросу 90% информации студенты получают из Интернета. Поэтому мы стали использовать сеть Facebook для информирования иностранных студентов о грядущих мероприятиях, и их посещаемость сразу возросла». Использование и создание социальных сетей сможет стать не противником, а союзником при получении образования. Примером такого успешного решения стал проект Askup.ru. Этот проект поддержан Международным общественным Фондом культуры и образования. Его создатели — молодые преподавателей СПбГУ, и они понимают, что большой проблемой в организации обучающей социальной сети стала нехватка качественного образования, особенно в регионах. Проект направлен на дистанционное общение ученика и учителя. Это не получение высшего образования виртуально, а помощь в решении задач, возможность получить объяснение непонятной теории в сети. Портал будет рассчитан на получение знаний в технических предметах. Ресурсы сети могут это позволить. Создатели включат в свой проект виртуальную доску и систему рейтинга преподавателей. Проект вызвал много вопросов, а также сомнений по поводу этической стороны преподавания. На что Алексей Владимирович Литвинов, создатель и преподавательAskup.ru, заверил собравшихся за круглым столом в том, что «преподаватель на сайте будет подсказывать ученику, как решить задачу, а не просто решать за него». Маргарита Ринатовна Ахмадеева, начальник Центра современной культуры «Факел», предложила проекту участвовать в конкурсе Центра на предоставление офисного пространства.
Выступление Егора Яковлева, главного редактора интернет-журнала Искусство в социальной сети — еще одна их составляющая. Анастасия Шельбах представила на суд общественности проект «Аватар. Звезды Вконтакте». Известная фотохудожница Петербурга делает фотографии для знаменитых людей нашего города, чтобы затем они стали их портретами на страничке в социальной сети. Как заметила Анастасия Шельбах: «социальные сети — это портрет нашего времени». С ней согласился Егор Яковлев, главный редактор интернет-журнала «ВКурсе» (социальной сети «ВКонтакте»). Он пояснил: «Социальные сети не развращают людей, а показывают такими, какими они есть». «Важность социальных сетей нам еще только предстоит оценить», — подвел итог дискуссии Александр Васильевич Иванов.
|