Функциональность информационных систем глобальные хранилиша научных текстов |
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ “ПУБЛИКАЦИОННОГО СПАМА” Иванов А.В. Новый взгляд на проблему спама при обеспечении информационной безопасности общества Как известно, самое краткое определение спама (разговорное сокращение от spiced ham — консервированный колбасный фарш) — это незапрашиваемая информация, то, чего вы не хотите воспринимать, но получаете принудительно. Считается, что в подавляющем большинстве ситуаций спам реализуется как рекламный спам в Интернете. Обычно рекламируется какой-нибудь товар или услуги, иногда используется для «накручивания» счетчиков на сайте, реже для засылки вирусов. Но есть общая цель—довести свою информацию до максимально возможного числа адресатов при минимальных издержках. Таким образом, по причине некоторого невнимания со стороны научного сообщества к явлению массового распространения терминологии, порождаемой в Интернете, спам стали относить только к принудительному внедрению информации рекламного характера, что далеко не соответствует истине. Действительно, каждый новый рабочий день у основной массы офисных работников начинается со стандартной процедуры удаления из своего почтового электронного ящика нежелательной корреспонденции. Как показало исследование, проведенное Европейской комиссией, ежедневный поток интернетовского спама обходится ныне пользователям в общей сложности в 10 млрд. евро ($ 9,4 млрд.) в год. И это только спам по электронной почте. Уже в этом он проявляется как довольно мощное оружие целенаправленного влияния на организации и отдельные личности. А сколько еще нежелательных сообщений приходит другими принудительными путями — с теле-, радио передачами и, в частности, с печатными изданиями. А ведь кто-то со своими скрытыми целями все это финансирует. К сожалению, общий инертный хозяйственно-информационной механизм существовавшей ранее системы (да и сейчас мало изменившийся) не дал обществу возможности научиться правильно реагировать на поток ненужных сообщений, возникший задолго до распространения Интернета. Соответственно речь идет об обнаруживаемости незапрашиваемой информации только в ее крайней форме проявления — когда она мешают значительному числу лиц. у которых есть право (но не обязательно возможность) с ней бороться. Таким образом, идеологический спам — одна из фундаментальных форм подавления личности, против которой в тоталитарном государстве общество вырабатывает единственную защитную реакцию — безразличие, смешанное с лицемерием. В годы жесткой цензуры никому не нужная обязательная тематика публикаций занимала значительно более половины площади печатной продукции, которая заведомо не читалась. Но этого и не требовалось — спам не требует прочтения, он существует как ежеминутная память о силе, бороться с которой тебе не дано. Возможное воздействие рекламного спама на общество иногда считают менее разрушительным. Но это далеко не так, ибо в ход идут все те же изощренные механизмы, заимствованные у аппарата идеологической обработки населения. Разбор текущего положения в книгоиздании приводит к интересным параллелям с другими проблемами проявления различного спама, параллелями почти тождественных проблем и достаточно сложных возможностей борьбы с ними. Давно уже ясно, что спам как таковой, уходя от идеологической доминанты тоталитарного общества, неизбежно становится выражением антиобщественной сущности человека, получившего возможность безнаказанно игнорировать элементарные правила поведения в обществе, начиная от рисунков и наклеек в общественных местах и страстного желания намусорить где-нибудь в правительственных каналах связи, до самовыражения в виде «научных публикаций», не менее 15 % которых сегодня по факту являются яркими образцами спама. Психологический аспект массового отклонения индивидуального выражения личности от общественной морали и норм мы оставим психологам или философскам-антропологам. А все изложенное является указанием на еще одну мало изученную проблему социальной безопасности человека и общества в их взаимодействии и из-за своей первичной информационной значимости впрямую относится к вопросам информационной безопасности, которые куда шире в своих реалиях, чем только защита, кодирование и антивирусные проблемы. Публикационный спам — проблема неуправляемого книгоиздания Наметившееся в последнее время увеличение выпуска учебной литературы в области права, экономики и финансов, информатики и вычислительной техники, медицины в основном связано с работой негосударственных коммерческих книгоиздательств. Тиражи таких изданий весьма значительны по современным понятиям, что и обеспечивает общую картину роста учебной литературы. Роста — безусловно, но что происходит с ее содержанием? Сегодня примитивные «учебные» книги, представляющие собой с научной точки зрения чистый спам (посмотрите уровень, например, ряда публикаций издательства «Питер»), более всего похожие по своей сути на издания «для чайников», составляют основную массу такого книгоиздания. Реальными издателями основной массы учебной литературы стали вузы, роль издательств в которых резко возросла. По данным Российской книжной палаты около 70 % наименований учебной литературы ныне выпускается вузовскими издательствами. Возрастает и количество вузов, самостоятельно занимающихся издательским делом. Но необходимо помнить — эти издательства административно подчинены вузам, а это значит, что они не могут проводить самостоятельный контроль научного качества, аналогично упомянутым издательствам, принадлежащим министерствам. Издательство в вузе сегодня — вспомогательное или обслуживающее подразделение, хотя в современных условиях оно является одной из основных структур любого университета. Нельзя выпустить качественный промышленный продукт (в вузе это молодой специалист), если не вложить значительные затраты в информационное обеспечение производства: стандарты, руководящие и нормативные материалы, контроль качества, т. е. в документацию по обеспечению изготовления продукции — монографии, учебные пособия и прочее для подготовки информационно полезного молодого специалиста (хотя иногда впору говорить об «информационно-опасном» качестве подготовки). Но при наличии этих документов с реальным качеством ниже всякой критики (с такой оценкой для минимум 15-20 % издательской продукции сегодня согласятся практически все) мы снова упираемся в проблему контроля качества публикаций, обеспечивающего качество общества через качество подготовки специалистов. Улучшением финансирования подобных работ или обеспечением взаимного информирования вузов на публикационном уровне успехов добиться не удастся. Если уж переходить на уровень действенного контроля учебного книгоиздания в вузах, то простой координацией планов, вполне необязательной в условиях вузовской самостоятельности, обойтись невозможно. Кроме всего прочего, возникает и вопрос потенциальной эффективности — что именно координируется, заслуживает ли координируемое не только межвузовской рекламы, но и вообще права на существование. Сегодня учебная литература имеет несколько уровней грифования, что определяет уровень рецензирования, и уровень контроля ее реального качества. Как контролировать уровень такого издания — сегодня дело конкретных редакционно-издательских советов, но результат должен быть проверяем. Лучшим вариантом общего повышения качества учебной и методической литературы представляется, например, электронная общедоступность для всего вузовского сообщества — уж там-то критика будет обеспечена вне должностей и званий, да и количество обращений к тексту будет очевидно. Однако сегодня это практически невозможно. Российская книжная палата должна получать все еще не электронные, а печатные экземпляры всех вузовских изданий страны, чего тоже не происходит в действительности. Фактически общество еще не доросло до решения проблемы создания ГХНТ. а о самострукторизации речь только еще начала заходить. Поэтому нельзя даже говорить о преемственности работы нескольких авторов над изданиями «от пособия к учебнику» и о требуемой для обучения единой точке зрения на основы той или иной науки или на записи той или иной информационной системы. Отработка и стабильность учебного курса —основа фундаментального знания. Экспериментальные учебники, написанные сразу, без предварительной подготовки пособий — нонсенс. Они сами по факту являются не более, чем пособиями. Фактически их так и надо заказывать авторам — пособие для экспериментальной апробации, и не более того. Не количество публикаций должно определять автора (вряд ли несколько сотен публикаций так уж беспристрастно характеризует их автора, ведь за год работы вряд ли можно написать более 3-5 серьезных работ), а их проверенное временем качество. Можно указать еще ряд положительных сторон, следующих из простого наведения порядка в учебном книгоиздании, но постараемся поискать ответ на вопрос, как это сделать организационно, как избавиться от спама в учебном книгоиздании, «серой» литературы. В принципе, проверить полноту обязательной рассылки изданий, так или иначе контролирующей их качество хотя бы по факту предоставления сведений для научной общественности, почти невозможно, поэтому справедливо утверждать, что толком никто не знает, сколько книг сегодня выпускают вузовские издательства страны. Кому и зачем нужна такая литература, достаточно ясно — удовлетворение требований ВАК для получения степеней и званий является основным фактором, влияющим на поток публикаций. Недаром ВАК составила список издательств, качеству публикаций в которых она доверяет. Редакционно-издательским же советам вузов, возможно, пора связать этот вопрос с проблемой вузовской интеллектуальной собственности и с проблемой сохранения авторского интеллектуального потенциала страны, к рассмотрению этой проблемы мы сейчас и перейдем. Итак, все вузы страны (а их около 400), вернее их издательские подразделения, высылают в составе обязательной рассылки всю литературу первого уровня грифования (грифы уровня РИС). Было бы желательно, чтобы ЦКНБ или аналогичная структура вели общую информационную базу таких публикаций. Здесь мы не будем обсуждать сложные, но реализуемые аспекты создания такой базы, форму и представление публикаций. Главное сейчас другое. Грифы второго уровня (У МО) не должны присваиваться учебной литературе без проверки существования у претендующего на это автора публикаций «нижнего» уровня и проработки аналогичных материалов по направлению У МО. по крайней мере, ведущих вузов России. Соответственно мы пришли от первой задачи —создания базы ко второй — обеспечению вузовского авторского потенциала необходимой справочной литературой или аннотациями. Понятно, что если для патентного поиска мы располагаем некоторыми такими возможностями, то давно пора получить их и для координации (и минимизации различий) вузовских учебных курсов. Идея всероссийского экзамена для выпускников технических вузов вполне реальна — нам нужны пока еще не региональные знания, а общероссийские, первым шагом к которым является указанное ранее информационное обеспечение для создания учебной продукции. Что и будет еще одним шагом к укреплению единства информационного пространства страны и информационной безопасности, вернее информационной надежности взаимодействия вузовских специалистов и общества. Третья, четвертая и последующие задачи и организационного, и экономического характера для организации-хранилища публикаций достаточно очевидно вытекают из факта владения информационной базой, возможностей создания уникального сайта, той или иной степени доступности для отдельных лиц и организаций. Действительно, сколько же будут существовать самодельные сайты рефератов и курсовых работ для студентов и не будет абсолютно ничего методологически обобщенного для самих преподавателей? Переходя от чисто организационного описания ситуации к научному взгляду на проблему, укажем публикацию [39], где уже частично обсуждалась логика предлагаемого исследования — рассмотрение издательского дела как открытой системы, не замкнутой правилами и ограничениями некоторого модельного представления «по факту сложившихся взаимодействий». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Иванов А.В. Информационные управленческие технологии в издательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГТУ. 2000. 168 с.9 2. Смирнова Е..В., Федотова З.Н. Издательская деятельность в современном вузе. М."Логос",МГУП. 2001, 184 с. Полный текст доступен по ссылке для скачивания:
|